Избранное
Заказать звонок

Технологии рынка: Сталевары рвутся строить

Расширить ассортимент может известная, но мало применяемая в России по разным причинам технология возведения домов на стальных каркасах. Если сталевары проникнут на рынок жилья, который занимает 75% всей стройки РФ, отвоюют на нем свою нишу, потеснив преобладающие и конкурирующие монолит и панель, то Россия пойдет по тому же пути, что и многие страны, хотя и с отставанием в 50 лет.

Кризис — подходящее время для серьезных начинаний, считают российские сталевары. Недавно созданная Ассоциация развития стального строительства (АРСС) поставила перед собой амбициозную цель — внедрить металлоконструкции как можно шире в гражданское и промышленное строительство.

В АРСС, куда вошли производители проката «Eвраз», «Мечел», ОМК, заводы металлоконструкций и проектные институты, не скрывают: объединиться заклятых конкурентов заставило желание утвердить позиции на строительном рынке России, продавая здесь больше продукции. Особый интерес для сталеваров, говорит генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев, представляет рынок жилья. Сейчас на долю металлокаркасов приходится 1,5% возводимых в России домов. Каждый дополнительный процент к этой доле — это 70 000-80 000 т металла, дополнительно поставленного на рынок, подсчитывает гендиректор компании «Северсталь стальные решения» Владислав Васильев.

Стали много, практики мало

Активность производителей подогревает ситуация в отрасли: профицит стали оценивается АРСС в 30%. 18,5 млн т идет на экспорт, примерно 43,5 млн т реализуется внутри страны, хотя продавать здесь выгоднее. За границу, объясняет Александр Эренбург, представитель «Евраза», Россия поставляет дешевую сталь и полуфабрикат. Наибольшее количество стального проката — 26,2 млн т. (42%) — производится для строительного сектора, при этом около 4,4 млн. т. проката для изготовления стальных конструкций экспортируется, а могло бы быть использовано внутри страны для строительства объектов различного назначения.

В послевоенные годы подобная попытка уже предпринималась, но безуспешно. Сталь потребовалась для оборонной промышленности. В СССР в 1960-е гг. началась эра сборного железобетона. «Делегированный» в массовое строительство железобетон обещал дешевые решения. С внедрением в оборонную отрасль высокоточных технологий потребность в металле уменьшилась. Но на технологиях строительства это почти на сказалось, говорит Денис Конин, заведующий лабораторией металлических конструкций, доктор технических наук ЦНИИСК им. Кучеренко. Самые известные объекты — Московский дом музыки на Красных Холмах, столичный Киевский вокзал, ЦМТ, позже «Крокус сити», реконструированный Гостиный двор. В числе новых сооружений — Дальневосточный государственный университет и одна башня в «Москва-сити».

«Новый» материал пытаются внедрить на востоке России — в Красноярске, Екатеринбурге, рассказывает Эдуард Ляхов, представляющий компанию «Доступное жилье». В Новосибирске в прошлом году было сдан 1 млн кв. м жилья, из них 17 000 кв. м — с применением стальных каркасов. В этом году будет 50 000 кв. м. В Москве с применением стальных конструкций строятся в основном паркинги. Но все это штучные нетипичные примеры, доля которых в общем объеме строительства, по оценке «Евраза», составляет всего 14%.

Для инициаторов внедрения технологии в сферу жилья важно поставить процесс на конвейер, а это значит разработать и внедрить типовые проекты с применением стальных каркасов. На разработку соответствующего ГОСТа и утверждение проектов потребуется 1,5-3 года, считают в ЦНИИСК. Но в случае успеха скорее следует говорить не о конкуренции и вытеснении какого-то объема монолита стальными технологиями, а о дополнении рынка новыми возможностями.

Сумма технологий

Одно из преимуществ стали — более точная проработка конструкций не на площадке, а в цехе (панели тоже в цехах изготавливают, что не мешает большинству панельных домов выглядеть уныло, и качество оставляет желать лучшего). Это позволяет возводить объект, используя меньше трудовой силы, с минимальным количеством отходов. В северных регионах работа с бетоном из-за низких температур технологически бывает не всегда возможна, монтаж стальных конструкций имеет в этом смысле меньше ограничений.

Еще один плюс — вариативность планировок, которых в России научились добиваться преимущественно с помощью монолитного строительства. Одновременно сроки становятся сравнимы с монтажом панельного объекта. В Новосибирске жилой 10-этажный дом в проекте «Новомарусино» возвели за шесть месяцев, рассказал Эдуард Ляхов. «А для застройщика скорость важна: чем быстрее объект вырастает из земли, тем быстрее идут продажи», — подчеркивает Владислав Васильев.

Есть фактор, который, по общему представлению, сейчас перевешивает все остальные, — цена. Бытует мнение, что «стальной» дом обойдется на 30% дороже железобетонного, хотя последняя технология также подразумевает использование металла в виде арматуры (продукции тех же комбинатов). По подсчетам АРСС, 1 т каркаса металлоконструкций стоит $2000. Чтобы возвести такой же по объему объект, понадобится 14 куб. м бетона и 0,5 т арматуры, которая обойдется в $300. Но просто сравнивать цену двух балок неправильно, считают в АРСС. Дома на металлокаркасе и из железобетона, объясняет Александр Эренбург, проектируются по разным принципам, если строить из стали, не нужны перекрытия и балки толщиной с железобетонные. Правильно спроектированный стальной каркас при тех же характеристиках прочности тоньше и легче, а рабочей силы для монтажа потребует значительно меньше. Нет потребности громоздить тяжелый и дорогой фундамент — стальной дом легче монолитного. Опыт Екатеринбурга говорит о том, что стоимость дома на металлокаркасе сравнима с монолитным.

По мнению Ольги Терчиковой, руководителя проектов ОПИН, основной плюс стальной технологии — это возможность быстро не только собрать, но и разобрать конструкции, что удобно для строительства так называемых временных объектов. Кроме того, стальные конструкции широко используются для строительства производственных и большепролетных объектов — котельных, цехов, складов, а также при строительстве небольших магазинов, офисов. Которые в этом случае обходятся дешевле на 20-30%, чем при капитальном строительстве, оценивает Терчикова.

На перспективу технологии, претендующей на более существенную долю рынка, работает и то, что стальные конструкции при демонтаже здания — это единственное, что подлежит утилизации. Но пока российские девелоперы редко задумываются над тем, каков у построенных ими зданий жизненный цикл и как это здание будет ликвидировано по истечении срока годности. Хотя на Западе уже широко применяется сбор за использование материалов, которые невозможно утилизировать. То есть металл приобретает особую ценность для строительства. Положительным образом здания из металлокаркаса зарекомендовали себя в сейсмически опасных районах, там эти технологии используют активно.

Пожарная опасность

Несомненный минус стальных конструкций — их невысокая пожароустойчивость. Это усугубляется тем, что широкое применение они могут найти в высотном строительстве, где проблемы пожарной безопасности пока полностью не решены.

По словам Ильи Асейкина, директора по строительству «Астерра Девелопмент», случись пожар в одной квартире — и может сгореть полдома на стальном каркасе. «В лабораториях эксперименты с такими конструкциями выглядят убедительно. Но в лаборатории идеальные условия: взяли балку, по всей технологии ее обработали, подожгли и показали, как она выдерживает предел огнестойкости. Но на стройке будет совершенно другая ситуация, — объясняет Асейкин. — В одном месте обнаружится непрокрас какого-то узла, элемента — и все: возникает опасность пожара. Еще один фактор риска — минеральная вата, которая со временем имеет свойство садиться” гораздо быстрее обещанных производителем 20-30 лет». «Необходимо скрывать несущие стальные элементы под защитными покрытиями: либо бетонировать, либо закрывать в короба с негорючей минеральной ватой, либо покрывать дорогими огнезащитными составами, которые периодически необходимо потом обновлять», — говорит Павел Гурков, главный конструктор «ПИК-индустрии».

Высотное строительство в России ограничено условно 25 этажами, рассуждают в «Астерре», что легко позволяет использовать железобетон. В США многие здания старого Нью-Йорка построены из металлоконструкций. Но у американцев одни пожарные нормы, у нас — совершенно другие. И ослаблять их в России было бы преждевременно, уверены в «Астерре»: «Трагический пример — Хромая лошадь” в Перми. Если бы здание клуба было из металлоконструкций, жертв было бы в 3 раза больше, потому что перекрытия загорелись бы мгновенно».

Пермская аномалия

Стальные конструкции в настоящее время востребованы, говорит начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми Дмитрий Лапшин. Но отсутствие опыта, засилие мелких кустарных производств приводят к проблемам с качеством. Яркий пример Перми — два проблемных проекта в центре города. Оба строятся с применением стальных конструкций. В административном 7-этажном здании металлические опоры понадобились для перераспределения нагрузки на новый фундамент и повышения общей этажности здания. Старая часть за счет стальных опор была сохранена. Хотя сами опоры по размеру подошли не сразу.

Во втором случае своды из стали понадобились для создания купола храма. Застройщики столкнулись с тем, что долгое время не могли разместить заказ. Ни одна компания (а все они для Перми иногородние) не бралась изготовить необходимые конструкции. Изготовителей в итоге нашли, но возникли сложности с установкой — «не попали» в размер. «Переделывали четыре раза!» — рассказывает Лапшин. По его словам, подобные компании часто изготавливают детали каркаса так, что порядок сборки нарушается. Например, сначала для верхних этажей, а потом для нижних. Возникает вынужденный простой. Поэтому пока строителям проще работать с железобетоном. В то же время к производителям стоят очереди промышленных строителей. «Стальная технология дает выигрыш в средствах, требуется меньше заемных денег, части конструкций изготавливают в цехе, в тепле, но пока у нас это не работает», — сожалеет Лапшин.

Не слишком высок авторитет стального каркаса и у потребителя. Как правило, говорит Ляхов, покупатель жилья не знает, какие конструкции служат несущими в приобретаемом им доме. А если узнает, что стальные, скорее воспримет это негативно. Больше всего российские покупатели доверяют кирпичным домам. Правда, сталинские высотки в Москве не теряют своей популярности уже несколько десятилетий даже при высоком износе домов.

Спортивный интерес

Роланд Роллов, гендиректор компании «Ротех», рассказывает о своем опыте реализации проектов с применением металлоконструкций (в его списке пять тренировочных ледовых катков и два ФОКа в разных регионах России): «Большепролетные фермы позволяют обойтись без большого количества опор, что для любой спортивной арены крайне важно». Что касается жилья, рассуждает он, то здесь металлокаркас уместен только при возведении зданий большой этажности. В Европе, в частности Германии, высотные жилые дома не самые популярные. Но стальные конструкции широко применяются при сооружении административных зданий — офисных центров, банков и проч., говорит Роллов. Что касается России, то, по его мнению, стальные конструкции могут занять не слишком значительную долю рынка, но какую именно, он оценить не не смог.

По словам Ильи Асейкина из «Астерры», компания строила с применением металлокаркаса только промышленные здания: склады, здания водозаборных узлов и др. Для складов, гипермаркетов вроде «Ашана», говорит Асейкин, технология идеальна. А вот в жилой сфере, считает эксперт, массово применять металлоконструкции в России опасно именно из-за риска пожаров. И низкой культуры производства: «Железобетон терпит” какие-то отклонения при производстве, а вот работать с металлом должны исключительно квалифицированные сварщики. Такие специалисты на каждый сварной шов ставят клеймо. Но таких профессионалов мало, и стоят они дорого».

По расчетам Асейкина, стоимость зависит в первую очередь от региона: «Для 1-этажного промышленного здания основная нагрузка на несущие возникает за счет снега. В Москва она одна, в Сочи — другая. Чем она больше, тем больше сечение у несущих элементов, тем больше их вес и цена. Толщина стен и необходимость утепления также рассчитываются в зависимости от района. В Москве стоимость варьируется от 10 000 до 15 000 руб. за 1 кв. м».

«Кроме хорошо известных еще с советских времен заводов и мостов в настоящее время из металла проектируют и возводят высотные здания сложной конструкции. При реконструкции старого фонда столицы деревянные перекрытия меняют на металлические», — коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов считает, что нетрадиционными металлокаркасные технологии назвать сложно. По его подсчетам, себестоимость — примерно на одном уровне с монолитом. Плюсом металла Алтухов считает легкость в сравнении с бетоном: «Для проектировщиков работать с ним интереснее — можно возводить разнообразные по форме здания, и делать это проще». Главное, отмечает он, чтобы были соблюдены все необходимые технологии и нормативы. В таком случае сроки эксплуатации металлокаркасных зданий сравнимы с бетонными. «Крымский мост, построенный еще в начале XX в., до сих пор стоит», — говорит он.

Источник: Ведомости

4 906
11 ноября 2014

Популярные статьи