Падение спроса на вторичном рынке недвижимости в Москве
Новый сезон деловой активности, начинающийся с приходом осени, ожидали с надеждой, особенно после 3 месяцев летнего затишья. В период массовых отпусков формируется отложенный спрос, который в сентябре проявляется значительным увеличением количества сделок на вторичном рынке. Тем не менее, текущий сезон принес разочарования — спрос упал на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Предложения
В сентябре на московском рынке было выставлено 41 тысяча объектов жилой недвижимости, что всего лишь на 3 % больше, чем в августе этого года. По словам директора Департамента жилой недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость» Сергея Шлома, летом традиционно наблюдается спад предложений на рынке. Он связан с сезоном отпусков и желанием потенциальных продавцов «придержать» квартиру для продажи в осенний период, когда деловая активность повышается. Нынешний (сентябрьский) рост предложений отражает реальное положение дел — «летней спячки» не было, объекты выставлялись на продажу, и осенний «скачок» сорвался из-за общей отрицательной динамики рынка.
Покупатели
По данным «ИНКОМ-Недвижимость», количество предварительных договоров по сравнению с прошлогодними показателями (и даже с августом 2016) сократилось на 2 %. Перспективы рынка вторичного рынка пока туманны — проседание относительно сентября 2015 года составляет около 20 % (по количеству поданных заявок о поиске жилья), а с августа потенциальный спрос снизился почти на 8 %. Аналогичная ситуация была в кризисных 2006 и 2008 годах.
Цены
Стоимость столичных квадратных метров на вторичном рынке почти не изменилась по сравнению с первой половиной года, хотя многие продавцы готовы на значительные скидки, чтобы закрыть сделку. Средняя цена лотов по итогам сентября незначительно превышает 184 тысяч рублей за 1 м².
Несмотря на несоответствие между спросом и предложением (экспонируемых лотов в разы больше), тотального ценового падения не произошло и не ожидается. Реально в товарообороте задействовано около 20 % объектов, что соответствуют уровню текущей покупательской активности. Коррекция цены (снижение) происходит непосредственно перед заключением сделки, ее средний показатель составляет 8 %.
Термины продаж
От экспозиции до сделки по среднестатическим данным проходит 83 дня. Потенциальные покупатели сполна пользуются возможностью выбора, заинтересовать их может действительно выгодное (по ценовым и качественным параметрам) предложение о покупке.
Подпишись
Читайте новости нашего журнала в удобном формате в одном из наших пабликов: